Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Борьба за рынок и политика по завоевыванию и удержания своего места началась еще с самого зарождения рынка. Еще Фалес Милетский доказал эффективность монополии. Он смог спрогнозировал по звездам большой урожай маслин, и поэтому еще зимой взял в аренду за бесценок все маслодавильни. А когда пришло время переработки большого урожая, он резко поднял цену за их использование. Тем самым Фалес Милетский наглядно показал, насколько выгодна стратегия монополиста. Больше никаким другим организациям не позволялось осуществлять данные операции, это позволило сосредоточить все денежные средства в руках Птолемеев.
Монополия - это когда компания и ее товарные предложения доминируют в каком-либо секторе или отрасли. Монополии можно рассматривать как крайний результат капитализма свободного рынка в том смысле, что при отсутствии каких-либо ограничений или ограничений отдельная компания или группа становятся достаточно большими, чтобы владеть всем или почти всем рынком (товарами, материалами, товарами, инфраструктурой и активами) для конкретный тип продукта или услуги. Термин «монополия» часто используется для описания организации, которая имеет полный или почти полный контроль над рынком.
Раздел 1. Понятие и причины возникновения монополизма
1.1 Понятие, сущность и формы конкуренции и монополизма в экономике
Монополии являются крупными бизнес-ассоциациями, большинство которых находятся в частной собственности и контролируют отрасли и рынки путем увеличения концентрации производственного процесса и капитала в целях установления цен и получения прибыли. Доминирование в экономике является фундаментом влияния, оказывающие монополистические объекты хозяйствования на все отрасли деятельности государства. Основным фактором возникновения и образования монополии является «.. .стремление фирмы спастись от проявления финансовой нестабильности» .
Анализируя монополии необходимо учитывать неоднозначность самого термина «монополия» и не стоит зацикливаться на его этимологии, слово монополия имеет латинское происхождение, «моно» - один, «полио» - продаю. Поэтому при использовании слова монополия всегда будет присутствовать доля условности.
Монополия это такая ситуация, при которой одна компания или лицо или правительство не имеет конкуренции в продаже конкретного продукта или услуги и может контролировать его предложение и цену.
Пять факторов влияющих на возникновение монополий:
1. контроль над важнейшим производственным ресурсом;
2. снижение издержек при увеличении масштаба производства;
3. монопольное право – уникальное право использовать изобретение, промышленный образец, селекционное достижение;
4. государственные лицензии или правительственные привилегии;
5. специфика технологического процесса.
Понятно, что чистая монополия как и совершенная конкуренция, является некой абстракцией. А самое главное практически не существует продуктов, не имеющих аналогов. И очень редко бывает, когда на рынке есть только один продавец. Хотя в маленьких городах, мы можем наблюдать явление чистой монополии. Чаще всего деятельность таких организаций (монополий) регламентируется муниципальными властями и правительственными организациями.
В современной экономике монополии представлены тремя типами:
1. монополия отдельного субъекта хозяйствования;
2. монополия в виде соглашения;
3. монополия, деятельность которой основана на дифференциации продукции.
Достижение субъектом хозяйствования монополизации по первому признаку практически не представляется возможным, свидетельством этого является природа их образования. Здесь также можно говорить о том, что данное направление к монополии является своего рода «достойным», поскольку он обеспечивает постоянный рост эффективности деятельности и обеспечение преимущества перед конкурирующими субъектами хозяйствования.
1.2 Роль государства в формировании рыночных отношений
Причины создания монополий:
- установление правительством законодательных барьеров для ведения деятельности, связанной с сертификацией, лицензированием, распределением квот;
- значительные затраты при ведении бизнеса, которые не окупаются в конкурентной среде;
- объединение фирм в результате слияний и поглощений.
Монополист имеет полный контроль над поставкой товара. Имея контроль над поставкой товара, он обладает рыночной властью устанавливать цену. Таким образом, как единственный продавец, монополист может быть королем без короны. Если существует монополия, перекрестная эластичность спроса между продуктом монополиста и продуктом любого другого продавца должна быть очень маленькой.
Монополия имеет тенденцию устанавливать более высокие цены, чем конкурентный рынок, что ведет к снижению потребительского излишка. Однако, с другой стороны, монополии могут получить выгоду от эффекта масштаба, ведущего к снижению средних затрат, которые теоретически могут быть переложены на потребителей.
Следует отметить, что первым видом монополий и следственно ее источником является естественная монополия.
Понятие «естественная монополия» впервые появилось в конце 19 в. - начале 20 в., когда происходило бурное развитие тех отраслей, в которых традиционно функционируют естественные монополии. Широкое распространение понятие «естественная монополия» получило во второй половине 20-ого века, когда его стали рассматривать как особое явление в национальной экономике страны.
В настоящее время естественные монополии являются частым явлением, которое распространено во многих странах мира, так как они являются одним из важных элементов функционирования какого-либо государства и оказывают непосредственное влияние на его экономическое и социальное развитие.
В экономической теории не выделяют единого определения понятия «естественная монополия», так как существует несколько подходов к его трактовке. Неоклассическая школа под естественной монополией понимает ситуацию, при которой одна фирма-производитель способна удовлетворить весь отраслевой спрос на данный товар или услугу с более низкими средними издержками, чем несколько фирм в той же отрасли . Другими словами, имеет место быть так называемая экономия от масштаба, которая означает, что при увеличении объемов выпуска продукции естественной монополией, в долгосрочном периоде функции средних и предельных издержек убывают.
Раздел 2. Анализ антимонопольного регулирования в современной России
2.1 История развития монополий в России и уровень монополизации современной российской экономики
Механизм регулирования государством монополий содержит различные механизмы контроля.
Наиболее влиятельными естественными монополиями в России являются ПАО «Газпром», «РЖД». Но стоит также упомянуть и РАО «ЕЭС России», которая была подвергнута реструктуризации и на данный момент ее не существует .(таблица 2.1).
ПАО «Газпром» это яркий пример естественной монополии. Это топливно-энергетический комплекс, который является и производителем, и поставщиком энергоресурсов.
ПАО «Газпром» занимает лидирующее место в Российской Федерации по производству газа, тем самым обеспечивая 50% потребности России.
До конца 2014 года ПАО «Газпром» обладал монопольным правом на экспорт любого газа из России. После декабря 2014 года за ним осталась монополия на экспорт трубопроводного газа. Объем его добычи в 2020 году составил 497,6 млрд кубометров.
Важное место в развитии антимонопольной политики играет малый бизнес.
Вклад в экономику субъектами малого предпринимательства (СМП) является важнейшей составляющей развития государства. Государственная поддержка малого бизнеса существует в странах Америки, Европы и в некоторых странах Азии.
В этих странах малое предпринимательство - непосредственный источник экономического роста. Открытию малого бизнеса способствует льготное налоговое законодательство, устойчивое развитие экономики, высокая правовая культура.
В США надежность организаций, собирающих средства, тщательно контролируют, запрашивая бизнес-планы, отслеживая ход выполнения проектов.
2.2 Проблемы регулирования деятельности монополий в России и направления их решения
Антимонопольное регулирование основывается на конституционных положениях. Монополия сама по себе не является правонарушением и не находится под прямым запретом. Под самим запретом оказывается лишь монополизация, то есть процесс, в результате которого появляются новые монополии или расширяется сфера действия уже имеющихся» . При этом недопустимость монополизации в сфере монополий проявляется в том, что перечень сфер деятельности субъектов монополий не подлежит произвольному расширению.
В 2020 году Российская Федерация продолжила проводить регуляторные реформы, что позволило России подняться на три ступени и занять 28-е место из 190 стран в Индексе Всемирного банка Doing Business 2021. Однако фундаментальные структурные проблемы в управлении российской экономикой продолжают сдерживать прямые иностранные инвестиции в страну. В частности, судебная система России по-прежнему сильно смещена в пользу государства, оставляя инвесторам мало возможностей для обращения в судебные споры с правительством. Несмотря на продолжающиеся антикоррупционные усилия, высокий уровень коррупции среди государственных чиновников усугубляет этот риск. В феврале 2020 года известный американский инвестор был арестован из-за коммерческого спора и остается под домашним арестом. Более того, российская программа импортозамещения предъявляет требования к местному содержанию, что создает преимущества для местных производителей. Наконец, действия России с 2015 года привели к многочисленным санкциям ЕС и США - ограничению деловой активности и увеличению затрат.
Российский антимонопольный закон, Федеральный закон 135, требует добросовестной конкуренции и охватывает широкий спектр деятельности, включая ограничение естественных монополий, запрещение неконкурентного поведения при рекламе и регулирование государственных тендеров. Государственные тендеры особенно актуальны для фармацевтических компаний, которые продают свою продукцию государственным системам здравоохранения через сторонних дистрибьюторов. В рамках своей борьбы с неконкурентными соглашениями и картелями Федеральная антимонопольная служба России («ФАС») сосредоточила внимание на обеспечении соблюдения положений, касающихся тендеров. В отличие от местных антикоррупционных законов, которые в основном использовались против местных государственных чиновников и малых и средних российских компаний, антимонопольный закон строго соблюдается среди фармацевтических компаний, второй по величине группы после строительной отрасли. - расследуется и возбуждено ФАС.
За нарушения предусмотрены строгие наказания, например включение в публичный реестр на три года и наложение значительных штрафов. Если считается, что соглашение повлияло на цену тендера, штрафы могут составить половину стоимости тендера. В 2020 году ФАС оштрафовала четырех фармацевтических дистрибьюторов на сумму около 1,6 млн долларов США.
Количество картельных дел в России неуклонно растет из года в год и затрагивает некоторых из крупнейших фармацевтических дистрибьюторов в России. Многие из этих дистрибьюторов (например, «Р-Фарм», Евросервис, БСС, Катрен и Протек) были и продолжают быть дистрибьюторами транснациональных фармацевтических компаний.
Хотя большинство международных фармацевтических компаний не участвуют в государственных тендерах напрямую, они могут стать объектом расследования со стороны ФАС из-за неправомерных действий их сторонних дистрибьюторов, что является важным фактором, который следует учитывать при взаимодействии с третьими сторонами в России. В 2019 году компания «Р-Фарм», один из ведущих фармацевтических дистрибьюторов России, была признана виновной в двух отдельных антимонопольных делах. Дело, по которому компания «Р-Фарм» не была признана виновной, также касалась американской фармацевтической компании, осуществляющей операции в России.
Международные фармацевтические компании, работающие в России, также были расследованы на предмет нарушений антимонопольного законодательства, включая нарушения ценообразования и рекламы. В 2019 году ФАС установила, что цены на продукцию транснациональной фармацевтической компании в России выше, чем в Европе, и потребовала от компании скорректировать свою ценовую стратегию. ФАС также пригрозила разрешить компаниям в России производить продукцию без передачи технологий или лицензионных соглашений. Сообщается, что компания изменила производственные планы и снизила цены в соответствии с запросом ФАС.
ФАС также предприняла шаги по формализации необходимости принятия превентивных мер. Поправка к антимонопольному закону, принятая в апреле 2021 года, ввела концепцию системы антимонопольного соблюдения и изложила основные элементы программы соблюдения антимонопольного законодательства. Хотя в настоящее время программа носит добровольный характер, она является важным индикатором того, в каком направлении движется соблюдение антимонопольных норм в России.
Подразумеваемым преимуществом является то, что компании с эффективной программой соблюдения антимонопольного законодательства, признанные нарушившими указанные законы, могут получить меньшие штрафы. Многонациональные фармацевтические компании выиграют от реализации этих программ.
Согласно поправке, программа соблюдения антимонопольного законодательства должна включать, но не ограничиваться:
Требования к оценке рисков нарушения антимонопольного законодательства
Меры по снижению риска нарушения антимонопольного законодательства
Меры по контролю над внутренней антимонопольной комплаенс-программой
Компании могут отправить заполненные или проекты систем и политик соответствия в ФАС, чтобы установить их соответствие. ФАС должна рассмотреть эту политику в течение 30 дней и предоставить компании оценку.
Поскольку фармацевтический сектор остается в центре внимания ФАС, многонациональным компаниям следует уделять особое внимание своей антимонопольной практике и рассмотреть возможность внедрения элементов программы соблюдения антимонопольных норм для защиты от возможных нарушений. Многонациональные фармацевтические компании должны учитывать свои собственные внутренние политики, процедуры и механизмы внутреннего контроля, а также политику своих дистрибьюторов, особенно тех, которые участвуют в государственных тендерах, что является областью высокого риска. Это дополнительное внимание должно начинаться, когда компания проводит комплексную проверку российского дистрибьютора, и сохраняться на протяжении всех отношений.
Заключение
В рамках данной работы были рассмотрены понятие, характерные черты формы и виды монополии, а также рассмотрен механизм ценообразования, что позволяет сделать конкретные выводы по этому направлению.
Изучив принципы ценообразования и природу монополии, можно сделать выводы, что предприятия-монополисты стараясь увеличить прибыль, начинают регулировать объем выпускаемой продукции, фактически занижают его, тем самым влияя на цены, устанавливая более высокие. Из-за фирм-монополистов обладающих определенной властью на рынке как следствие может возникать ценовая дискриминация.
Мы видим, что монополия – это опасная рыночная структура, от которой чаще всего страдают самые незащищенные слои населения. Из-за дефицита товара повседневного спроса, появляются неоправданно высокие цены и это лишь вершина этого айсберга.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. О газоснабжении в Российской Федерации : федер. закон от 31 марта 1999 г. □ 69-ФЗ: [с изм. и доп.]. URL: http://base.garant.ru/180285/
2. О естественных монополиях : федер. закон от 17 авг. 1995 г. □ 147-ФЗ : [ред. от 29 июля 2020 г.]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons
3. Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции: указ Президента Российской Федерации от 21 дек. 2020 г. □ 618 : [вместе с “Национальным планом развития конкуренции в Российской Федерации на 2021 - 2022 годы”]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons
4. “Газпром” газифицировал 13 % России за 10 лет. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/ news/2019/02/29/
5. “Роснефть” будет отдавать акционерам не менее 50 % чистой прибыли по МФСО. URL: https:// www.vedomosti.ru/business/articles/2020/09/04/732277
6. Bloomberg: “Газпром” в 2021 году может удвоить инвестиции в “Турецкий поток”. URL: http:// tass.ru/ekonomika/4823658
7. BurnhamJ, TheManagerialRevolution// URL: media.com/67452869814e7a27621eb13a7cf31ec8864a8cca p.4 (дата обращения 20.04.2021)
8. http://center-yf.ru/data/economy/Estestvennaya-monopoliya.php // Электронный ресурс
9. http://lektsii.org/2-17020.html // Электронный ресурс
10. http://www.kalitva.ru/130796-referat-monopolii-v-rossii.html121 // Электронный ресурс
11. Monopoly // Oxford Advanced Learner’s Dictionary, 6th Edition, 2000, p. 759 №2 Год: 2018, с. 6
12. Андрефф В. Российская приватизация: подходы и последствия // Вопросы экономики. 2004. □ 6. С. 57-78
13. Бузгалин А. Рождение постэкономического общества: вызов теории // Экономическая теория XXI века - СПб, 2018, с. 175
14. Бузгалин А.В., Колганов А.И. Глобальный капитал Т.2 // М.: ЛЕНАНД, 2019, С. 7
15. Гринева М. Н. Развитие предпринимательской деятельности в аграрной сфере как фактор повышения уровня жизни / М. Н. Гринева // Финансовый вестник 1 (25), 2016. Воронеж: Воронежский гос. аграроуниверситет, 2016. С. 81-87.
16. Дементьев В.В. Экономическая власть и институциональная теория // Вопросы экономики. 2004. D3. С. 50-64
17. Кирцнер И. Конкуренция и предпринимательство. Перевод с английского под ред. доктора экономических наук, профессора А.Н. Романова - М.. ЮНИТИ-ДАНА, 2016, с. 105
18. Кондратьев С. Отпустить трубу: почему “Газпром” мог бы поделиться правом на экспорт. URL: https://www.rbc.ru/opinions/business/01/02/2020/
19. Коуз Р. Фирма, рынок и право: пер. с англ. Москва, 2007. (Библиотека фонда “Либеральная миссия”)
20. Курмалиева З.Х., Эволюция понятия «социальная экономика» // Вестник Адыгейского Государственного Университета. Серия 5: Экономика №1, 2015, с.248
21. Курс переходной экономики. Под ред. Абалкина Л.И. // Институт Экономики РАН, Москва, Финстатинформ, 2019, С. 52
22. Магистральным считается трубопровод, который обеспечивает прием, транспортировку, сдачу товарной нефти (соответствующей требованиям ГОСТа) потребителям или перевалку на другой вид транспорта. URL: https://www.vedomosti.ru/business/ articles/2020/11/16/742043-rosnefti-krupneishii-shtraf- yukosa
23. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: учебник : пер. с англ. 13-го изд. В 2 т. Т.1. Москва, 2001
24. Мамедов О.Ю., Производственное отношение: политико-экономическая модель (материалы к спецкурсу) / - Ростов н/Д : Феникс, 2017.
25. Орехин П. Мечты не сбываются: почему “Газпром” стоит так дешево. URL: https:// www.gazeta.ru/business/2020/09/29/10911110.shtml
26. Попов Ю.Н., Гришина Т.Н., Конкуренция и социализация рыночной экономики, Труд и социальные отношения № 11 2016 г. с. 14
27. Пятаков А.Н. Как уничтожить транснациональный капитализм // Марксизм и современность, №1-2 2016 , ИКЬ: http://marksizm.ucoz.ru/publ/50-1-0-651 (дата обращения 20.04.2021)
28. Рудык Э.Н. Социальная экономика в мировом и отечественном контексте // Труд и социальные Отношения,
29. Булганина С.Н. Природа и структура экономических субъектов : монография. Оренбург, 2003
30. Саймон Г. Рациональность как процесс и продукт мышления // THESIS. 1993. Вып. 3. С. 24.
31. Сапир Ж. Естественные монополии: проблемы определения и контроля // Проблемы прогнозирования. 2004. □ 6. С. 42-54
32. Саркисов Д. С. Альтерация // Большая медицинская энциклопедия. — 3-е. — М.: "Советская энциклопедия", 1974. — т. 1, с. 315—316.
33. Социализация экономики // Экономическая энциклопедия. — М.: Экономика, 2017.
34. Структура акционерного капитала. URL: https: //www.rosneft.ru/Investors/structure/securities/
35. Труд и социальные отношения № 11 2016 г. с. 11
36. Уровень газификации Оренбургской области достиг 98 %, но синхронизация еще хромает. URL: https: //neftegaz. ru/news/view/168582
37. ФАС: государство и госкомпании контролируют 70 % российской экономики. URL: http:// www.banki.ru/new
38. Филипповская Т.В. Социализация экономики в условиях взаимовлияния экономической теории и социальных наук // Известия УрГЭУ 6 (56) 2018
39. Халяндра О. И. Уровень монополизации современной экономики России / О. И. Халяндра // Экономика, управление, финансы: материалы III междунар. науч. конф. (г. Пермь, февраль 2018 г.). Пермь: Меркурий, 2018. С. 169-172.
40. Шумпетер Й.А., Капитализм, социализм и демократия. // Москва: Экономика, 1995, с. 369
41. Юрманова Е.А Исторические, теоретические и практические аспекты социальной экономики: западноевропейский опыте //Економічний форум. Номер: 2 Год: 2016, С. 40